Новости города БезФормата.Ru
Палех
Главные новости
 
Задать вопрос?

Современный музей – это общение, или Простыми словами о нашем сложном искусстве

Интервью с директором Государственного музея палехского искусства Ольгой Колесовой о музее, палехском искусстве и о многом другом

О работе

- Ольга Александровна, расскажите о работе в новом здании музея.

- К новому всегда трудно привыкать. А звание музея ещё надо заслужить. Всё равно, старый музей - это место почти святое, «намоленное». В сравнении с камерностью экспозиции лаковой миниатюры, в новом здании ощущается пространство. Люди с воодушевлением воспринимают новую экспозицию. Положительные отзывы вызывают желание работать дальше.

- Какие цели и задачи стоят перед директором палехского музейного комплекса?

- Знаете, когда здание одно, пусть и большое, но под единой крышей, все-таки забот меньше, а вот когда музеев много, да ещё столь разных, возникает целый арсенал проблем.

- Что такое современный музей сегодня, на Ваш взгляд?

- Традиционно, музей - это хранилище бесценных произведений, созданных нашими предками, с которыми приходят знакомиться современные посетители. Но сейчас это уже не столь актуально, и я понимаю, что заинтересовать молодых людей теми шедеврами, которые хранятся в наших фондах, и которые мы показываем на выставках и в экспозициях - сегодня непросто. Мы должны подстраиваться под современного зрителя. Современный музей - это музей инноваций, технологий, прежде всего, это интерактивный музей, это общение. Нынешним посетителям не интересен просто рассказ, лекция об истории, экспонатах. Чтобы у людей загорелись глаза, надо получить от них ответную реакцию. Поэтому мы и приветствуем маленькие группы, тогда можно найти общий интерес, разговорить людей. В традиционные виды музейной деятельности стараемся внедрять инновации, привлекаем к сотрудничеству тех людей, которые креативнее нас, мобильнее, имеют возможность научить нас каким-то новшествам, поделиться своими идеями. Как правило, это почитатели палехского искусства, родовыми корнями связанные с Палехом. Мы очень рады такой помощи.

- Многим будет интересно услышать, как устроен музей изнутри. Команда вашего музея - кто они?

- Костяк - та «старая гвардия», без которой сейчас не может существовать ни один музей. Есть в коллективе и молодёжь, что очень важно, потому что во многих музеях существует проблема с кадрами. Молодое поколение по-другому представляет себе музей. Почти для всех современных молодых людей трудовая деятельность - это средство зарабатывать деньги. А вот старые музейщики - это люди, которые готовы, наверное, сами деньги платить, лишь бы только ходить на работу. Если человек не понимает сути музейной профессии, он поработает какое-то время и уходит. И нам не жаль с ним расставаться, и ему не жаль своей прежней работы. Поэтому музейщик… это...

- Призвание?

- Да, это призвание. Какие бы отделения не открывали в ВУЗах: музееведения, музейного дела, там научить профессии невозможно. Музейщика нужно вырастить. И делать это нужно, как говорят, «с молодых ногтей», «с пелёнок». В нашем музее должен работать не просто искусствовед или историк, а, по возможности, палехский художник. Потому что он изнутри знает специфику палехского искусства, сам умеет рисовать. Кто лучше, чем художник может рассказать о своей профессии? Поэтому для меня, например, авторитетом была Альбина Васильевна Бокарева. Она окончила Палехское училище, и пусть у неё не было специального гуманитарного образования, она для музея делала очень многое, то же самое можно сказать и о Серафиме Ивановне Гусевой. Сейчас у нас работает несколько человек, которые, имея высшее гуманитарное образование, по первой профессии являются художниками. Я думаю, в будущем музей будет в хороших руках.

- А почему Вы пошли в музей, кем вы хотели стать, когда учились в школе?

- Свою судьбу я определила, учась в школе, ещё в 9 классе (у нас раньше было 10-ти летнее обучение). Поскольку туристов в Палехе было огромное количество, попросили летом поработать - помочь водить экскурсии. Тогда и поняла, что больше нигде, кроме как в музее, я не буду работать. Это обстоятельство повлияло на выбор учебного заведения - исторический факультет Ивановского университета. Я думала так: если я не буду где-то в другом месте работать, значит, мне не нужно получать образование на дневном отделении. Часто музейщики учатся заочно, и это даёт гораздо больший эффект, потому что мы тесно соприкасаемся с музейными предметами, живем среди экспонатов, и сами определяем приоритеты в учебном процессе.

- Наверное, у Вас накопилось немало осуществленных проектов в музее: поделитесь историями любимых выставок.

- По большей части, наши выставочные проекты весьма традиционны. Долгое время выставки отличались лишь местом проведения и масштабом. С появлением нового Экспозиционно-выставочного центра, изменился характер проводимых мероприятий, например, «Ночь в музее».

- Насколько активно палешане посещают музей?

- Палешане не так часто приходят в наш музей, несмотря на льготные условия посещения. Конечно, с учащимися палехской школы мы работали и сейчас продолжаем работать, хотя, к сожалению, раньше интерес среди учителей к мероприятиям в музеях был выше. «Ночь в музее» в этом году мы и решили организовать, чтобы привлечь палешан - детей и для взрослых. Количество посетителей превзошло все ожидания. Новая экспозиция, выставки были интересны людям разных социальных групп, разных возрастов. Многие говорили: «Мы просто не представляли, что в Палехе такой музей! Мы непременно позовем своих родственников, своих знакомых, они просто обязаны посмотреть!». Это было очень приятно слышать.

- Во время путешествий все мы, как правило, посещаем музеи. У Вас есть любимый музей?

- Если появляется возможность куда-то поехать, стараюсь обязательно посетить музеи. Но я, когда прихожу в музей, имею определенную цель. Поскольку, более или менее, знаю коллекции всех известных музеев, мне не столько сами произведения важны. Мне нужно посмотреть развеску, дизайн экспозиции, этикетаж. Так, наверное, все музейщики ведут себя! Иногда смотрители делают замечания, смотрят с недоумением: подозрительные люди, заглядываем куда-то, куда не положено заглядывать (смеётся). Приходится объяснять, что мы музейщики, у нас профессиональный интерес.

- А насколько музеи дружат между собой?

- Музейное сообщество очень крепкое, мы обычно друг друга издалека узнаем. Неважно, сотрудник ли это столичного музея или провинциального. Манера одеваться, манера вести себя, манера разговаривать… нигде музейщикам не платят большие деньги, проблемы у многих одинаковые. Музейщики активны в стремлении объединяться. У нас существует Ассоциация музеев России, устраиваются форумы, съезды. Музейщики общаются друг с другом, это, безусловно, так.

- Поменялись ли туристы, которые едут в Палех?

- Я могу сравнивать, поскольку начинала свою трудовую деятельность в 1980-е годы. Это был пик, просто нашествие туристов. Мы принимали большие группы, 30-40 человек, в день иногда приезжали по 10-15 групп. Такие турпоездки не всегда были добровольными. Нередко их организовывали предприятия, профсоюзы. Многим туристам не были интересны ни наше искусство, ни наши музеи. И только, благодаря патриотизму музейных сотрудников, эмоциональности наших экскурсий, люди уезжали с иным представлением о Палехе. Сейчас тоже встречаются такие посетители, но гораздо реже. Что касается современных туристов - это люди, которые платят собственные деньги, едут за тысячи километров и говорят: «Мы едем сюда специально, мы хотим больше узнать о Палехе». Поэтому знаешь, ты должен выложиться по полной программе. Экскурсия иногда длится больше двух часов. Просто слушать такие посетители не желают, они задают вопросы, причем самые разные вопросы, которые касаются не только палехского искусства. Сегодня у нас преобладает туризм семейный, мы ориентированы на небольшие семейные группы. Мы работаем с теми людьми, кому мы интересны, и кто интересен нам.

О Палехе

- Эпоха советского Палеха: насколько она была государственным проектом, как выстраивались отношения с государством тогда и сейчас?

- Палех никогда не был обделён вниманием со стороны государства. Если мы вспомним события начала 19 века, когда Гёте проявил интерес к палехской иконе, решения проанализировать состояние иконописного промысла принимали на государственном уровне. Императорская семья давала привилегии палехским иконописцам, владельцам иконописных мастерских, поддерживала иконописный промысел. Пример тому - иконописная школа, открытая в 1902 году Комитетом попечительства о русской иконописи, который находился под покровительством царской семьи. Интерес государства к Палеху был всегда, и назвать местный художественный промысел советским проектом будет не совсем корректно. Сегодня государство, к сожалению, к Палеху не проявляет большого интереса, как, впрочем, и к другим проблемам культуры.

- Что входит, на ваш взгляд, в понятие «палехское искусство»?

- Палехское искусство - не местечковое явление, это часть мировой художественной культуры, об этом смело можно говорить. Палехское искусство - это не только умение композиционно, пластически, колористически воплощать какие-то идеи, образы, как это делает любой художник. Палехское искусство, как мне кажется, это особое мировоззрение, особое представление о жизни.

- Вы говорите, что палехский художник имеет особое миропонимание, сказалась связь с иконой? С этими традициями? Откуда это пришло?

- Конечно, не стоит уравнивать искусство народное и палехскую икону и миниатюру, палехский художник - это не народный мастер. Вместе с тем, как и в народной сказке, фольклоре, в искусстве Палеха существует некое представление о мире как о целостной системе, о гармоничном мироустройстве, которое представляет вечную борьбу добра и зла. Для палехской иконы также характерен подобный вселенский масштаб бытия. Поэтому в мировоззренческом плане икона и миниатюра, на мой взгляд, явления, имеющие единые корни.

- Назовите три главных персоналии в палехском искусстве, и возможно ли такое?

- Суть палехского искусства в стилевом единстве множества индивидуальных творческих манер. Невозможно распределить вклад в создание и развитие традиций палехского искусства по персоналиям.

- А если поговорить об отношении палехского художника и искусствоведа: была какая-то традиция, произрастающая от Бакушинского?

- Некоторые исследователи, да и многие художники считают, что палехская миниатюра - это воплощение замыслов А.В. Бакушинского. Безусловно, его роль, как и других искусствоведов в развитии палехского искусства велика, но считать её определяющей нельзя. В то же время и отрицать эту роль нельзя. Можно говорить о сложных взаимоотношениях палехских художников с теоретиками искусства.

- Каким вы видите будущее художественного Палеха?

- Я думаю, что у Палеха, как художественного центра есть будущее. Художественное ремесло будет основой материального благополучия палешан, может быть, еще долгие годы. Желание палешан рисовать сохраняется, многие художники отдают своих детей учиться профессии, значит, видят перспективу, возможность жить и дальше этим ремеслом.

- Стоит ли искать решение проблем, стоящих перед современным Палехом, в прошлом?

- Когда хотят двигаться вперёд, всегда изучают прошлое. С другой стороны, жить только прошлым тоже нельзя. К сожалению, сейчас мы находимся в такой ситуации, что гордиться особо нечем, поэтому и стараемся привлечь внимание к Палеху, показывая его прошлые заслуги.

- Как вы считаете, период авторской лаковой миниатюры в искусстве Палеха завершается?

- Наоборот, именно авторское искусство способствует выживанию лаковой миниатюры.

- Если вспомнить старую палехскую школу иконописи, мы понимаем, что она имела несколько стилевых веток, тем не менее, как вы соотносите палехскую икону с тем, что происходило в русской древней живописи, какое место она занимает?

- Необходимо рассматривать палехское искусство в контексте мирового искусства. Палехская икона была подвержена влиянию мировых стилей: и барокко, и классицизма… В палехской иконе прослеживаются традиции многих известных иконописных центров и школ: Поволжья, царских изографов, строгановских мастеров. Если мы будем анализировать палехскую икону по деталям, то непременно ошибёмся в атрибуции. Только когда мы посмотрим икону целиком, только тогда можно говорить о том - палехская она или нет.

- А что сейчас с палехской иконой? Традиция и особенности как-то сохранились? Те палехские художники, которые пишут иконы, они соотносят себя с традицией?

- Когда Палех возрождался как иконописный центр, то художники мыслили некими стереотипами. К примеру, что истинная икона - это только икона древняя, византийская или древнерусская. Поздняя икона, в том числе и палехская, не могут служить образцом для копирования. Сегодняшних палехских иконописцев больше волнует иконография образа, нежели художественная традиция промысла.

- Если поговорить о современном иконописце, он поменялся? Иконопись больше не духовная дисциплина, а скорее близка художничеству?

- Нет, здесь, я думаю, ситуация одинаковая. И раньше, и сейчас были иконописцы, которые строго соблюдали каноны, не только художественные, но и духовные. Но были и есть те, кто считает иконопись художественным ремеслом.

- Для Палеха сейчас характерны многочисленные артели, которые по всей стране и ближнему зарубежью работают, и известно везде, что палехская бригада может очень хорошо благоукрасить храм. Как Вы относитесь к этому, какое у Вас мнение относительно этого возвращения к фреске?

- Стоит только порадоваться. Они делают благое дело. Есть работы действительно сильные, значимые.

- Что касается «свежей» иконы, которая родилась за последние 20 лет в Палехе, и тех фресок, написанных в этот отрезок - они уже подлежат какому-то научному осмыслению, вниманию?

- Они сразу входят в научный оборот. Организуются выставки, проводятся конференции. Современной иконой занимаются искусствоведы высочайшего уровня, например, в Академии художеств в Петербурге складывается очень сильная школа, которая изучает современное храмовое искусство. Многие иконописные мастерские, если они хотят быть на высоте, привлекают специалистов-искусствоведов. О фестивале

- Расскажите, пожалуйста, о фестивале «Яблочный Спас» с двух позиций: зрителя и организатора.

- Много праздников не бывает, и фестиваль «Яблочный Спас» должен стать таким праздником. Сейчас в каждом населенном пункте есть свой подобный фестиваль. Почему бы ему не быть и у нас? Надо только найти свои особенные акценты. Как зритель, хочу максимальной наполненности событиями, встречами. Как один из участников этого мероприятия понимаю все его внутренние сложности, например, что у каждого мероприятия должна быть своя концепция и нарушать её - значит, всё пустить на самотёк, такого быть не должно.

- На фестивале были представлены проекты, посвященные Году литературы в России. Каких вершин достигли палехские художники в книжной иллюстрации, изображении сказочных, литературных сюжетов?

- Да, мы надеемся, что получилась интересная выставка! Если обратиться к истокам палехского искусства, то уже в иконе мы увидим зарождение традиций, которые связаны с книжной иллюстрацией. В лаковой миниатюре традиция иллюстрировать литературные тексты возникла одной из первых. И сегодня художники с удовольствием берутся за иллюстрирование книг, и сюжеты литературные выбирают для миниатюры.

О себе

- Опишите сферу ваших научных интересов. Хотели бы сделать ваши изыскания общедоступными, например, выложить в интернет?

- Мне всегда было интересно заниматься древнерусским искусством. Мои первые научные работы посвящены музейной коллекции икон. Меня также интересует история нашего края. Я никогда не работаю в стол, если что-то написала, стараюсь обязательно это опубликовать. Для меня таким информационным полем является наша районная газета «Призыв». И все мои первые работы были опубликованы в этой газете. В музейной библиотеке хранятся подшивки газет, они общедоступны. В интернете тоже работ достаточно. Я считаю, что мне повезло: все, что пишу, люди читают. Поэтому стараюсь писать простым доступным языком о нашем сложном искусстве, чтобы было понятно обычным читателям. Думаю, палешане знакомы с моими работами.

- Ваш маршрут на работу может варьироваться? Вы любите прогулки по Палеху?

- Я, как любитель здорового образа жизни, считаю, что ходить нужно пешком. На работу хожу пешком, дорога у меня длинная. Люблю под дождём идти, зонт редко беру с собой. По дороге люди встречаются, можно поговорить, пообщаться, поэтому дорога на работу иногда бывает долгой (смеется). У Палеха особая аура, здесь даже во время прозаических прогулок можно увлечься интеллектуальными беседами! Если палешан кто-то со стороны послушает, скажет: «Что же это здесь за люди живут? С авоськами, а о каких-то высоких материях ведут разговор» (улыбается). Это особенность нашего Палеха, это такой уголок, островок некой особой культуры в огромном сером море нашей российской глубинки!

- Ваше любимое место в Палехе, и место, которое порекомендовали бы посетить гостям Палеха.

- Вряд ли есть любимое, как у многих, особое отношение вызывает река. Идешь через мост - вода, деревья, берега - красиво!

- Вы пользуетесь социальными сетями для работы, досуга?

- Наверное, я человек того старого менталитета, для которого соцсети - это угроза безопасности. Информацию о себе в соцсетях не даю, но сведения обо мне, думаю, в интернете есть.

- А электронная почта у вас есть?

- Да, электронная почта у меня, конечно же, есть.

- Последний вопрос: начинается пора грибов, палешане очень любят собирать грибы, такой семейный отдых, а вы - грибник? Любите лес?

- Во время экскурсий мы нередко говорим, что палешане и природа крепко связаны. Моё мнение, что наша цивилизация держится, пока люди понимают и чувствуют землю, как только они перестанут соприкасаться с землёй, обрабатывать её, собирать грибы и ягоды, т.е. когда наступит полная урбанизация, все страшилки, которые показывают по телевизору, сбудутся. Поэтому нужно обязательно работать с землёй, а не праздно отдыхать на природе. Я по себе знаю, что это лучше всякого лекарства. А вот в лес за грибами и ягодами не хожу, но в моей семье любители есть, поэтому, как дары леса перерабатывать, как угощать грибами, вареньями, компотами (смеется) - это я, конечно, знаю.

Беседовал куратор фестиваля «Яблочный Спас» Е. ЛАКЕЕВ.

16 - 22 июня текущего года в Сочинской Красной поляне прошёл второй международный конкурс-фестиваль детского и юношеского творчества «Мы вместе» голоса Олимпа.
26.06.2017 Ivanovo-today.Com
28 июня в 16.00 в музейно-выставочном комплексе «Присутственные места» (г.
26.06.2017 Cursiv.Ru
Ивановцев бесплатно катали на "Колесе обозрения" - IvDay.ruВ рамках Дня молодежи, который в Иванове отметили 24 июня, с самого утра для ивановцев и гостей города работали тематические, творческие и музыкальные площадки.
26.06.2017 IvDay.ru
27 июня в 14.00 в конференц-зале Центральной универсальной научной библиотеки (г.
26.06.2017 Департамент культуры
16 — 22 июня текущего года в Сочинской Красной поляне прошёл второй международный конкурс-фестиваль детского и юношеского творчества «Мы вместе» голоса Олимпа.
26.06.2017 Департамент культуры
Работа художника Вячеслава Бычкова была украдена из музея в 2013 году В галерею Кинешемского художественно-исторического музея возвращена картина Вячеслава Бычкова «Базар», похищенная в марте 2013 года.
26.06.2017 ИД Частник
Кинешма отметила юбилейный День города - Департамент Внутренней политикиВ рамках мероприятий, посвященных Дню городского округа Кинешма, 24 июня губернатор Ивановской области Павел Коньков осмотрел краеведческую экспозицию в новом здании Кинешемского художественно-исторического музея и перед
26.06.2017 Департамент Внутренней политики
Широкая ярмарка в Кинешме - 168.RuВ День города в 16-ый раз прошла традиционная региональная Тихоновская торгово-промышленная ярмарка.
26.06.2017 168.Ru
Молодость, энергия, драйв - Городской округ25 июня Шуя отметила День молодежи. Праздничные мероприятия начались в полдень в городском парке культуры и отдыха с выступления молодежных творческих коллективов города.
26.06.2017 Городской округ
В Кинешемском Парке культуры и отдыха в День города вырос город детских развлечений. - Приволжская правдаНа улице Книжных чудес ребятам предлагались настольные игры и книжные викторины.
26.06.2017 Приволжская правда
При поддержке Анатолия Бурова в Вичуге издан поэтический альманах - Единая РоссияПрезентация сборника состоялась накануне Дня города Вичуги В канун Дня города Вичуги, 23 июня, представители районной библиотеки провели в художественном музее презентацию нового альманаха «На волнах поэзии»,
26.06.2017 Единая Россия
ДЕНЬ ГОРОДА 2017 - АдминистрацияЯрким и торжественным праздником Кинешма отметила День города и День молодежи.
26.06.2017 Администрация
В воскресенье, 25 июня, в  04-20 на 40 км а/дороги Лежнево – Савино – Воскресенское в Савинском районе  мужчина 1974 г.р., находясь в состоянии алкогольного опьянения,
26.06.2017 ГТРК Иваново
Громкие аварии-2017 в Иванове - ГКУЗ ИО ТЦМК ИОВ Иванове с начала года на день 15 июня произошло 312 ДТП. 3 человека погибли, 378 получили травмы.
26.06.2017 ГКУЗ ИО ТЦМК ИО
Последствия пожара в городе Кинешма. - МЧСС 23 по 25 июня на территории Ивановской области произошло 6 пожаров. Сообщение о пожаре на улице Дундича в городе Кинешма поступило в ночь на 25 июня.
26.06.2017 МЧС
Пропавшую в Иванове девочку нашли
Она жива, находится в Тейкове Напомним, волонтеры «Лиза Алерт Иваново» объявили розыск 14-летней Ксении Смирновой, которая 22 июня ушла из дома и несколько дней не возвращалась.
ИД Частник
Женщина в Ивановской области ударила мужчину ножом в грудь за то, что тот не купил закуски
Мужчина потратил все деньги на водку и получил проникающее ранение В дежурную часть отдела МВД России по Фурмановскому району поступило сообщение от фельдшера скорой медицинской помощи о том,
ИД Частник
Житель Ивановской области спас ребенка из огня
Мужчина вынес девочку из горящей квартиры до приезда пожарных В ночь на 25 июня на ул.
ИД Частник
Изображение материала - ИГХТУ23 июня в Мастерской современного искусства «6 этаж», представляющей на своей «площадке» творчество талантливых молодых художников, поэтов, музыкантов, артистов, культурологов,
26.06.2017 ИГХТУ
ТРАДИЦИОННАЯ ТИХОНОВСКАЯ  ЯРМАРКА - АдминистрацияВ День города Кинешмы состоялась традиционная региональная Тихоновская торгово-промышленная ярмарка.
26.06.2017 Администрация
Губернатор Павел Коньков передал кинешемскому музею найденную полицией ранее похищенную картину - Приволжская правдаВо время визита в День города в Кинешму губернатор Павел Коньков передал в картинную галерею картину Вячеслава Бычкова «Базар», которая была похищена отсюда в 2013 году.
26.06.2017 Приволжская правда
В Кинешемском Парке культуры и отдыха в День города вырос город детских развлечений. - Приволжская правда
В Кинешемском Парке культуры и отдыха в День города вырос город детских развлечений.
На улице Книжных чудес ребятам предлагались настольные игры и книжные викторины.
Приволжская правда
«Чем душа жива…». Презентация книги ветерана кинешемской журналистики Эммы Петровны Дановой. - Приволжская правда
«Чем душа жива…». Презентация книги ветерана кинешемской журналистики Эммы Петровны Дановой.
В преддверии Дня города Кинешмы состоялась презентация книги ветерана кинешемской журналистики Эммы Петровны Дановой «Чем душа жива…» Мероприятие прошло в драмтеатре им.
Приволжская правда
Край мастеров - Заря
Край мастеров
  В Писцове прошел фестиваль русских ремесел. Еще один праздник, которым может славиться наш район.
Заря
Первые лица области открыли в Кинешме Всероссийский Олимпийский день - Приволжская правдаПочетные гости Дня города губернатор Павел Коньков и председатель областной Думы Виктор Смирнов приняли участие в открытии Всероссийского Олимпийского дня.
26.06.2017 Приволжская правда
В День молодежи - Пучежские вести   День российской молодежи пучежане отметили масштабно. Череду праздничных мероприятий открыла спортивная акция «Молодежь за ГТО!».
26.06.2017 Пучежские вести
Традиция продолжается - ЗнамяВ деревне Горячево прошел традиционный футбольный матч, в котором хозяева поля принимали гостей из деревни Ильино Ковровского района.
26.06.2017 Знамя
1498469298 - газета Родниковский Рабочий
Добрая, красивая и… самая быстрая!
24 июня в Кинешме состоялся второй, ставший уже традиционным, благотворительный марафона «Бегущая невеста».
газета Родниковский Рабочий
Турнир по мини-футболу - Наше время
Турнир по мини-футболу
В селе Новое Горяново прошел турнир по мини-футболу, посвященный Дню молодежи.
Наше время
DSC_0422.JPG - Призыв
Пусть в День Палеха будет солнечно!
Вот уже несколько месяцев напролет погода совсем нас не радует. Постоянные дожди, грозы вносят свои коррективы.
Призыв
В Международный день борьбы с наркоманией - Департамент Внутренней политики26 июня, в Международный День борьбы с наркоманией, в Ивановском доме национальностей состоится круглый стол на тему «Привлечение институтов гражданского общества к антинаркотической и профилактической работе».
26.06.2017 Департамент Внутренней политики
16 — 22 июня текущего года в Сочинской Красной поляне прошёл второй международный конкурс-фестиваль детского и юношеского творчества «Мы вместе» голоса Олимпа.
26.06.2017 Департамент культуры
Внедрение информационных технологий в государственный менеджмент обсудили за круглым столом - Областная ДумаЦелесообразность внедрения информационных технологий в управление проектами в органах государственной власти Ивановской области обсудили 26 июня участники круглого стола.
26.06.2017 Областная Дума
27 июня в 14.00 в конференц-зале Центральной универсальной научной библиотеки (г.
26.06.2017 Департамент культуры
Главное управление МЧС РФ по Ивановской области сообщает, что в период с 18.00 26 июня по 18.00 27 июня ожидается гроза с градом.
26.06.2017 IvanovoNews.Ru